Что такое "клиповое мышление"?
|
|
Владимир | Дата: Среда, 27.05.2020, 08:19 | Сообщение # 11 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7871
Статус: Offline
| — Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?
— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Среда, 27.05.2020, 08:20 | Сообщение # 12 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7871
Статус: Offline
| — В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?
— К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: «не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф». Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Среда, 27.05.2020, 08:21 | Сообщение # 13 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7871
Статус: Offline
| — Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?
— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Среда, 27.05.2020, 08:22 | Сообщение # 14 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7871
Статус: Offline
| Как бороться с минусами клипового мышления?
В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением. На них учат концентрировать внимание и анализировать информацию. А в Соединённых Штатах рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Среда, 27.05.2020, 08:23 | Сообщение # 15 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7871
Статус: Offline
| «Метод парадоксов»
Михаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление. Парадокс значит противоречие. Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются. Например: Моцарт — гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете. Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Шопену поставили диагноз туберкулёз и предрекли, что проживёт он не больше двух лет, но композитор продолжил давать концерты и писать музыку и прожил двадцать лет! Как это объяснить? Поиск парадоксов и противоречий — удобное упражнение, которое искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Среда, 27.05.2020, 08:25 | Сообщение # 16 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7871
Статус: Offline
| Чтение художественной и философской литературы
В своей статье «Google делает нас глупее?» американский писатель и публицист Николас Карр признался, что после прочтения им двух-трёх страниц текста внимание его рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие. Таковы «издержки» клипового мышления, и для борьбы с ними специалисты советуют читать классиков. Их произведения тренируют умение анализировать. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно. Некоторые преподаватели заставляют своих студентов читать современных философов — Лиотара, Бодрийяра, Барта, Фуко, Бахтина, Лосева. Считается, что через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному. Правда, для неподготовленного обладателя клипового мышления читать философов на порядок сложнее, чем классиков. Для выработки усидчивости новичкам рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Среда, 27.05.2020, 08:26 | Сообщение # 17 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7871
Статус: Offline
| Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения
Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно. В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим. Причём лучше всего участвовать именно в дискуссиях, а не в полемике. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Важны и полемика, и дискуссия, но именно второе развивает умение и желание думать.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Среда, 27.05.2020, 08:28 | Сообщение # 18 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7871
Статус: Offline
| День отдыха от информации
Ограничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн. Без баланса между потреблением и созданием нового человек — всего лишь машина для обеспечения работы рынка. В остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы частично заменить судорожное переключение каналов («зеппинг») и чтение кратких материалов на просмотр полноценных фильмов (а лучше театральных представлений) и продолжительное чтение больших текстов. Нужно понимать, что клиповое мышление — вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у которого есть как плюсы, так и минусы. Что касается детей, важно скорректировать их развитие и потребление клиповой информации. И как минимум, отдавать себе отчет в том, что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютерами, планшетами и айфонами, готовят для них не самое лучшее будущее.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |